Какую роль сыграли оленно-транспортные батальоны в Великой Отечественной войне?

Приближается знаменательная дата — 75 лет Победы в Великой Отечественной войне, и в предверии праздника хочу рассказать о необычных участниках великой битвы — северных оленях.

Какую роль сыграли оленно-транспортные батальоны в Великой Отечественной войне?

В Нарьян-Маре на улице Победы, которую правильнее назвать аллеей воинской славы, установлены три памятника, посвященные участникам войн.

Первый — обелиск Победы с вечным огнем, у которого начинаются все городские торжества.

Какую роль сыграли оленно-транспортные батальоны в Великой Отечественной войне?

Далее, в центре аллеи — памятник ветеранам-участникам локальных войн и вооруженных конфликтов.

Какую роль сыграли оленно-транспортные батальоны в Великой Отечественной войне?

А замыкает аллею памятник оленно-транспортным батальонам, сыгравшим большую роль во время Великой Отечественной войны на Северном фронте.

Какую роль сыграли оленно-транспортные батальоны в Великой Отечественной войне?

На фоне диска солнца стоят олень, ненец и тундровая лайка. Автор композиции — архангельский скульптор Сергей Сюхин. Установлен памятник 23 февраля 2012 года. И тогда же руководство НАО учредило День памяти оленно-транспортных батальонов 1941−1945 годов, который отмечается 20 ноября.

Какую же роль сыграли в войне эти очень миролюбивые и неприхотливые обитатели севера — олени?

В октябре 1941 года, когда фашисты стояли на подступах к Москве, на северном Карельском фронте командование столкнулось с огромными трудностями транспортного обеспечения войск, ввиду почти полного отсутствия дорог и глубокого снежного покрова, рано начавшейся в тот год зимы. В снегу застревали грузовики и трактора, не говоря о лошадях. А на фронте десятки тысяч бойцов и командиров нуждались в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых.

В этих условиях командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант Валериан Александрович Фролов отдал приказ о формировании армейских оленьих транспортов.

Решение по использованию животных было одобрено Военным Советом 14-й армии. Первые оленьи транспорты формировались за счёт поголовья Ловоозерского и Саамского районов Мурманской области. Управляли оленьими упряжками оленеводы-саами, ловозерские коми и кольские ненцы. Но численность оленьего поголовья Кольского полуострова не могла покрыть все потребности фронта.

На севере Архангельской области, в Ненецком округе и в Коми АССР с самого начала войны также велась подготовка по формированию оленно-лыжных частей для фронта. В начале сентября из штаба Архангельского военного округа в Окружком ВКП (б) Нарьян-Мара поступила шифрованная телеграмма с заданием:

«Нужно восемь тысяч ездовых оленей по колхозам и совхозам. Нужно 100−120 человек ездовых, хорошо владеющих русским языком, честных и смелых. Готовность — на 10 октября 1941 года».

Несколько позднее, 20 ноября 1941 года, Государственный комитет обороны СССР (ГКО) принял секретное постановление № 930-с за подписью И. Сталина — «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых-каюров в Коми АССР и Архангельской области».

Какую роль сыграли оленно-транспортные батальоны в Великой Отечественной войне?

Срок исполнения установили по-военному жёстко — к 1 января 1942 года. На всю организацию, сборы и тысячевёрстный путь отводилось всего пять недель. В приказе указывалось:

«Каюров направить в исправной собственной одежде и обуви, обеспечить продовольствием и фуражом до пункта назначения».

Уже в ноябре-декабре 1941 года Ненецкий округ подготовил к отправке на фронт свыше семи тысяч ездовых оленей. Ездовыми являются лишь самцы-кастраты, достигшие возраста трех-четырёх лет. Так что из всего поголовья мобилизовали практически три четверти ездовых оленей округа.

В некоторых хозяйствах обученных быков забрали полностью. На войну ушли все вместе — ненцы и их олени. На хозяйстве «главными оленеводами» стали женщины: они и детей нянчили, и стадо пасли, и чум на их плечах держался.

Округ располагал достаточно большим количеством ездовых оленей, но нарт и упряжи не хватало и не было нужных материалов, да и мастеров, чтобы их изготовить. Недостающее снаряжение собирали у оленеводов. Не хватало опытных каюров — брали всех пригодных для этого призывников: колхозников, рыбаков, работников порта, в надежде, что тундровики на ходу быстро обучат остальных бойцов запрягать и вести оленей.

Какую роль сыграли оленно-транспортные батальоны в Великой Отечественной войне?

Собранным многочисленным оленьим отрядам предстоял путь по тундре до сборного пункта — села Нижняя Пеша в Ненецком округе, потом более 500 км к станции Рикасиха под Архангельском. Оттуда олени и ездовые с нартами в товарных вагонах отправлялись на фронт.

Формирование оленьих отрядов шло в спешке, не было опыта отправки крупных стад. Предполагалось, что стадо будет проходить 50 км в сутки, тогда как реально эта масса оленей могла пройти лишь 15−20 км. Олени ведь в пути должны еще и кормиться, им нужен мох-ягель.

Первые три батальона, куда входило по 1000 самых лучших оленей и по 100 бойцов, дошли благополучно, им еще кормов более-менее хватало, хотя и там оленеводам приходилось нелегко, чтобы собирать разбредающихся животных. Командир одного из первых отрядов, шедший еще по хорошим пастбищам, Иван Георгиевич Дитятев сообщал 3 января 1942 года:

«Отсутствие кормов, олени разошлись, мох предполагается впереди 50 км. Принимаю меры по сбору и продвижению».

Четвертый батальон был самым большим, в него входило 4,5 тысячи оленей и 250 бойцов, здесь олени были физически слабее, многие были не объезжены. Шли они тем же маршрутом, и им уже не хватало ягеля, олени разбредались. К пункту сбора они пришли с опозданием на месяц, часть оленей была потеряна, некоторое количество ослабевших и неспособных передвигаться забито на мясо.

Были и людские потери — молодые, не знавшие русского языка ненцы, не умеющие плавать пропадали без вести. Фронтовик Алексей Латышев вспоминал:

«Пропасть без вести нашим тундровикам в те годы было очень просто, русский язык наши в то время плохо знали. Очень много ненцев утонуло во время переправ через реки, плавать у нас никто не умел».

И все же целая оленная армия — более 10 000 голов! — была доставлена на Карельский фронт.

Какую роль сыграли оленно-транспортные батальоны в Великой Отечественной войне?

В условиях сложного горного рельефа и бездорожья Карелии олений транспорт оказался незаменимым. Олень сам себя прокормит в тундре и в лесу. Он не боится холода и вьюги. Не нарушит тишины, даже раненый не издаст звука. Устраивала оленья упряжка с лёгкой нартой и фронтовых медиков: быстрая, повсюду проходимая.

Один из бойцов оленно-транспортного дивизиона вспоминал:

«Много раненых на войне наши олени спасли. Раненый человек много крови теряет, тепло из него выходит. Стынет человек, погибает. А вот оленья шкура тепло очень хорошо держит. Завернёшь раненого в шкуру, положишь на нарты и везёшь. Доставишь в госпиталь — человек тёплый, живой».

За годы войны в Заполярье бойцы-оленеводы вывезли с линии фронта более 10 тыс. раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий почти 8 тыс. военнослужащих, перевезли 17 тыс. тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета.

В качестве справки хочу добавить, что к началу войны население округа составляло около 30 тысяч человек — это по данным краеведческого музея, так как переписи не проводились (по переписи 1 января 1931 года было 14 983 человека). На фронт было мобилизовано около 10 тысяч, т. е. каждый третий. А после войны домой вернулось всего три тысячи…

Поэтому в Нарьян-Маре бережно чтят всех солдат, погибших в войнах. У памятников всегда есть цветы, все приезжающие приходят почтить их память.

Какую роль сыграли оленно-транспортные батальоны в Великой Отечественной войне?